Используются технологии uCoz
| Лицей МУБиНТ | JavaScripts | Хостинг | Games | Flash games | Yandex |
                                                               | О Лицее | | Ссылки | Гостевая | Почта |
:: Главная

:: Новости

:: Площадки

:: Альманах

:: Галерея

:: Лидер

:: О Нас

Реклама


::. Альманах Лицея .::

Бочка с порохом.

Сегодня рубрика посвящена проблеме ценностей в образовательной сфере. Действительно, так ли важны воспитательные технологии, когда объем требуемых знаний постоянно повышается, а конкуренция между желающими поступить в престижный вуз растет? Где время на творчество? На созидательное и свободное от штампов рассуждение о себе и своем месте под солнцем?
Признано, что передача личности общественного опыта в современном мире оказывается ценностным самосовершенствованием личности, который понимается как процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором целенаправленно формируются качества и развиваются способности человека. В этом процессе взаимосвязанно проявляется (и развивается) весь духовный мир человека: его нравственность, интеллект, воля и эмоции.
   Определяющим понятием саморазвития личности является рефлексия. Рефлексия - это не только познание человеком самого себя в определенной ситуации и в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработка представлений об изменениях, которые могут произойти. В процессе рефлексии и осуществляется важный акт самовоспитания - создается программа саморазвития. Под программой саморазвития понимается волевой акт человека, который позволяет ему добиваться наибольших успехов в самосовершенствовании. Парадокс заключается в следующем: рефлексия не созидает, а разрушает личность (вспомним, сгоревшего на костре рефлексии Гамлета, принца Датского). Позитивное конструирование личностного знания соотносимо с религиозным оправданием - процедурой отношения индивидуального опыта к Абсолюту. Так, разум не самоценен (многознание уму не научает), он лишь обозначает возможность сознательного выбора, отсечения истины, способствует прорыву в бытийную область.
   Ценность саморазвития - не жесткая система правил (культура, понимаемая как естественные запреты, вовсе не отменяет творческой свободы). Принципиально, что культура - это не внешняя среда. Бессмыслен вопрос: определите место такого-то человека в культуре? Человек творит культуру так же, как культура творит его самого. Выскажу крамольную мысль: если жизнь - это культуротворчество, то - как можно научить жизни? В сборнике "Гуманистические воспитательные системы" есть описание школы Саммерхилл (основанной в 1921 году английским педагогом Л. Нейллом). Школы, отказавшейся от экзаменационной и оценочной системы, поскольку "знания сами по себе перестали быть существенным показателем, вместо этого принимались во внимание творчество, изобретательность, оригинальность" . Более того, Нейлл утверждал: "Творчество и самовыражение являются единственными вещами, с которыми следует считаться в образовании. Не важно, что ребенок делает в творческой области: сколачивает он столы, варит ли овсянку, делает ли эскизы или лепит снежную бабу. Больше образования в том, чтобы лепить снежную бабу, чем на часовом уроке по грамматике… Сотворение снежной бабы ближе к настоящему образованию, чем кормление с ложечки, которое сегодня называют образованием". Действительно, наука для науки - это абсурд. Саморазвитие личности в первую очередь основано на интересе как своеобразной ценностной силе личности. Уметь удивляться, уметь удивить - вот слагаемые успеха в современном мире. При этом интересы нельзя прививать. Человек сам найдет призвание, которое можно будет направить или, точнее, указать направление, задать горизонты творчества. (Ребенок вообще по натуре творец, и именно взрослый мир ограничивает природу свободного художника). Здесь свобода выбора выступает гарантией культурного творчества. Эта установка смещает акцент с изучения продуктов духовного производства на определение процесса создания и что важнее - на самовыговаривание субъекта "культурного производства". Таким образом, феноменом современной культуры становится ценность саморазвития человека, мыслящего в культуре, о культуре, благодаря культуре.

Размышление на фоне времени…
Зажмуренные.


Мы любим играть в жмурки. С судьбой, с теми, кто достал, кого мы достали. До жмуриков, в общем-то, противно, но ничего не поделаешь. От себя не убежишь, а иногда так хочется. Зажмурил глаза - закосил от всего, забил на все - чукча в чуме - как два в одном - и голове приятно, и особо не парит. Главное не потеряться. То есть насовсем. А так… играешь в прятки последние десять лет и вдруг понимаешь, что тебя вообще никто не ищет. И детсад снесли, и горшок любимый насквозь проржавел, и пустышка была во рту, а оказалась в голове. Мозги высасывает, что жутко становится. Возникает два вопроса: откуда их там столько и когда закончатся. Думать не хочется, да и не о чем. Выжмуриться бы - привет, не ждали!? Это я! Из тех трех сосен… Я всех вас люблю! Сильно, без дураков, с открытыми глазами. В ответ - привычное: посылают обратно, искать смысл классического "мама мылом мыла раму", который, я скажу вам по секрету, заключается не в процессе, сорте мыла или виде рамы, даже не в маме (которая всегда права), а в мыльных пузырях…, от которых хочется зажмуриться раз и навсегда.
Зажмуриться! Представить себя кем угодно, где угодно, а фантазии хватит - с кем угодно. Что еще осталось?! Стоять на вершине мира, жмуриться от нестерпимо сияющего солнца и думать тем, что осталось в голове, что жизнь, несмотря ни на что, прекрасна. А раз так, то можно произнести: "Раз, два, три, четыре, пять…я иду тебя искать, а кто не спрятался, я не виноват…".

вернуться назад Дальше >>>>>>