Используются технологии uCoz
| Лицей МУБиНТ | JavaScripts | Хостинг | Games | Flash games | Yandex |
                                                               | О Лицее | | Ссылки | Гостевая | Почта |
:: Главная

:: Новости

:: Площадки

:: Альманах

:: Галерея

:: Лидер

:: О Нас

Реклама


::. Альманах Лицея .::

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Эта рубрика знакомит вас с новыми подходами и концепциями в области образования. Проблема, которую мы предлагаем вам обсудить, связана с деятельностью и компетенциями современного педагога. Современные тенденции мирового развития, обуславливающие существенные изменения в системе образования:

  1. Ускорение темпов развития общества - необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
  2. Переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности, толерантности.
  3. Демократизация, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору.
  4. Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие изменения в сфере занятости определяют потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
  5. Рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования.
  6. Новые требования к обществу:
  • Готовность к самостоятельному выявлению и усвоению необходимых для определенной деятельности знаний.
  • Потребность в интеллектуальной активности.
  • Личная ответственность за результаты своей деятельности.
  • Готовность личности добросовестно и качественно выполнять деятельность.
  • Проявление личной инициативы, нестандартного мышления, раскрытия и развития своего творческого потенциала.
  • Развитие потребности и способности личности к саморазвитию.
  • Наличие учебно-познавательных мотивов, стремление к профессиональному росту.
  • Основа обновленного содержания образования - "ключевые компетентности" (Стратегия модернизации). "Ключевые компетентности" - свойства сотрудника, выходящие за рамки знаний и умений по своей непосредственной специальности (много хороших специалистов, но недостаток в хороших сотрудниках).
  • Компетентность - производное от слова компетентный (с латинского языка: соответствующий, способный). Компетентность - круг полномочий, который определяет, с одной стороны, ответственность в решении практических задач должностного лица, с другой стороны, - знание, опыт, умения самого должностного лица, т.е. способность и реализация конкретным лицом определенного круга полномочий. Профессионализм педагога заключается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

  • Важно осознать, что речь идет о качественном переосознании роли педагога, который перестает восприниматься единственным держателем научных знаний. Растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего учащемуся ориентироваться в мире разнообразной информации.
    В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются как традиционные, так и новые, с учетом ключевых компетенций, подходы к определению образовательных задач:
  • Проектирование: помимо формирования и конкретизации целей, планирования материала обязательно - предвидение возможных затруднений при изучении курса и путей их устранения;
  • Конструирование: помимо разработки системы заданий обязательно: выбор рациональной структуры с учетом уровня развития учащихся, межпредметных связей, системы стимуляции и контроля (оценивания и самооценивания труда);
  • Организация: помимо активных форм обучения (стимуляции самообучения) обязательно: использование деловых игр, тренингов, применение современных информационных технологий для изложения материала через алгоритмизирование, выделение ключевых понятий, тестирование и т.п.

Современной наукой разработаны требования к проективной и конструктивной деятельности:
  1. Отбросить стандартные, отработанные методы решения проблем, искать оригинальные.
  2. Видеть дальше непосредственно данного и очевидного.
  3. Охватывать суть основных взаимосвязей присущих проблеме.
  4. Ясно видеть несколько различных путей решения и мысленно выбирать наиболее эффективный.
  5. Видеть проблему там, где кажется, что все уже решено.
  6. Развивать и постоянно стимулировать проектирование и конструирование идей.

Важно осознать, что организаторские и рефлексивные формы деятельности современного педагога должны быть не только прикладными, т.е. отвечать процессу обучения, а являться фундаментальными качествами личности педагога, предполагающими его саморазвитие, творческое взаимодействие с коллегами.
Для самотестирования перечислю без комментариев 18 типичных организаторских качеств личности, которые определил Уманский:
  1. Умение "заряжать" своей энергией других.
  2. Способность находить наилучшее применение каждому человеку.
  3. Психологическая избирательность, способность понимать и верно реагировать на психологию людей.
  4. Способность видеть недостатки в поступках других людей - критичность.
  5. Психологический такт - способность установить меру воздействия.
  6. Общий уровень развития как показатель сообразительности
  7. Инициативность - творческая и исполнительская.
  8. Требовательность к другим людям.
  9. Склонность к организаторской деятельности.
  10. Практичность - способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и свой опыт в решении практических задач.
  11. Самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности.
  12. Наблюдательность.
  13. Самообладание, выдержка.
  14. Общительность.
  15. Настойчивость.
  16. Активность.
  17. Работоспособность.
  18. Организованность.
В качестве комментария к проблеме мы предлагаем вашему вниманию эссе преподавателя литературы и культурологии лицея К.В. Сапегина:

вернуться назад Дальше >>>>>>