Используются технологии uCoz
| Лицей МУБиНТ | JavaScripts | Хостинг | Games | Flash games | Yandex |
                                                               | О Лицее | | Ссылки | Гостевая | Почта |
:: Главная

:: Новости

:: Площадки

:: Альманах

:: Галерея

:: Лидер

:: О Нас

Реклама


::. Альманах Лицея .::

Время перемен.

   Вашему вниманию предлагается новая рубрика Альманаха. Невыносимо трудно жить в эпоху перемен, но "времена не выбирают, в них живут и умирают", как сказал классик, и мы вынуждены учиться адаптироваться к новому облику мира, к новым идеям и веяниям… Школу всех уровней в скором времени ждет серьезная модернизация, пройти мимо этого явления редакция не могла. В ближайших номерах Альманаха мы попытаемся осветить ряд ключевых проблем реформы современного образования. Проблема первая: "Школьная оценка".
   В данном разделе можно ознакомиться с результатами анкетирования группы педагогов лицея МУБиНТ и учащихся старших классов по вопросу введения новой системы оценивания в школе (группа опрашиваемых 15 взрослых, 30 детей, уровень объективности анкеты повышается с учетом того, что в лицее преподают учителя и занимаются учащиеся разных школ и гимназий города).
Анкета (взрослые):

  1. Какую цель (цели), на ваш взгляд, выполняет оценка? В каком случае (случаях, педагогических ситуациях) вы ее используйте?
  2. Удовлетворяет ли вас пятибалльная система оценки (с учетом фактического отсутствия "единицы")? Обоснуйте ваш ответ. Есть ли возможность усовершенствовать существующую систему оценок? (Десятибалльная шкала, другое?)
  3. Какие иные (кроме оценки) средства стимуляции (поощрения) или другие санкции (наказание, штраф и т.п.) вы используйте на своих занятиях?
  4. Многие учащиеся "учатся ради оценок"…как вы расцениваете этот бесспорный факт? Насколько, на ваш взгляд, психологический груз оценки довлеет над учащимися? Можно ли и какими средствами этого избежать?
  5. Порассуждайте, какой статус, на ваш взгляд, имеют в школе "отличники", "хорошисты", "троечники", "двоечники"?
  6. Можете ли вы представить школу без оценки? Какая тогда это будет школа?

Наиболее популярные ответы взрослых:
    1. Оценка -
  • это инструмент управления учениками в руках учителя
  • измеритель и показатель успешности обучения ученика (самоконтроль)
  • измеритель и показатель успешности ребенка для окружающих взрослых, в первую очередь родителей
  • показатель активности ученика на уроке, при выполнении домашних заданий, проверке объема знаний (оценивается объем и правильность выполнения)

  • 2. Оценка удовлетворяет:
  • средство стимулирования интереса в учебе
  • выполняет функцию контроля
  • разделяет и укрепляет статусы ученика и учителя

  • Оценка не удовлетворяет:
  • уравнивает учащихся
  • высокий уровень субъективизма
  • вместо 5ти-балльной существует 4х-балльная

  • 3. В основном речь идет о словесном стимулировании, а также системе тестовых заданий. Указывается, что оценки выставляются не только и не столько за знания, сколько за умение применять их на практике, за творческий подход к делу, стремление к углублению знаний, решение дополнительных и исследовательских задач.
    4. Основная посылка - оценка как система взаимной ответственности педагога и учащегося. Крайние суждения:
  • У каждого своя мотивация. Если для кого-то оценка - единственный стимул, то зачем ее избегать?
  • Оценка подавляет интерес к получению знаний, делает основную массу учащихся равнодушными к процессу обучения, подменяя его "погоней за результатом". Кстати, легко достижимым (сознание "троечника").

  • 5. Любые "ярлыки" воспринимаются негативно. Подчеркивается постоянно растущий статус "неформальных лидеров" (часто из среды "неуспевающих" или тех, кому учеба дается легко (относительно коммуникабельных, свободных в суждениях и поведении; лидеры из последней группы провоцируют педагога на обсуждение "общечеловеческих потребностей и проблем", что уводит от темы и задач урока)).
    6. Диапазон мнений достаточно широк:
  • школа без оценки невозможна, учитель должен иметь инструмент управления классом
  • школа без оценки будет возможна как школа самоконтроля и самостимулирования (речь прежде всего идет о формировании ответственности личности за будущее, представление о школе как трамплине карьерного роста, гарантии профессионального успеха и т.д.)
  • будущее за демократической школой с новой (тестовой) системой оценивания
  • будущее за школой, где учитель будет выставлять ту оценку, которую действительно заслужил учащийся. Для этого шкала должна быть 12ти-балльной, а педагог должен иметь право выставлять "единицу" за неосвоенный материал (при этом общество должно смириться, что "все освоить нельзя" и требовать от учащегося знаний в конкретных профильных (профессиональных) областях.
Анкета (дети):
  1. Напишите ваши ассоциации со словосочетанием "школьная оценка"?
  2. Как вы считайте, возможно ли объективное выставление оценки учителем? Были ли с вами случаи несправедливого выставления оценки? Приведите примеры?
  3. Поставьте себя на месте учителя. Зачем бы вы (с какой целью) выставляли оценки?
  4. Как вы считаете, давит ли на вас груз оценки? Изменилось ли бы что-нибудь, если бы оценки отменили? Можно ли, на ваш взгляд, их на что-нибудь заменить?
  5. Что значит для вас статус "отличника", "хорошиста", "троечника"…как влияет принадлежность к той или иной группе на ваше восприятие человека (как относится группа (класс) к тому или иному статусу)?
Наиболее популярные ответы (дети):
    1. Ассоциации (по уменьшающейся частотности).
    Оценка - это
  • уровень знаний
  • отношение учителя к ученику
  • цифра, влияющая на аттестат
  • вознаграждение и наказание
  • способ привлечения внимания родителей
  • радость или слезы
  • "дневник в красном"
  • муки домашней работы
  • мой IQ
  • числа от 2 до 5

  • 2. Подавляющее большинство учащихся уверено, что выставление объективной оценки невозможно. Наиболее объективны оценки за письменные домашние работы (решение задач), крайне субъективны - при опросах. Факторы субъективизма: стресс, "бессмысленность" задания педагога, выставление оценки за поведение или отсутствие тетради/дневника, наличие у учителя любимчиков/отверженных, негативное восприятие класса администрацией или педагогическим коллективом школы.
    3. Самые частотные ответы:
  • не хочу быть учителем (обоснование - каторжный и низкооплачиваемый труд; профессия, которая не котируется на рынке).
  • не ставил(а) бы оценок

  • Цели выставления оценки:
  • уровень моих знаний
  • возможность к совершенствованию ("чтобы давали исправить")
  • награда-наказание

  • 4. Груз оценки всеми ощутим. Психологический дискомфорт испытывают все учащиеся на опросах, контрольных, экзаменах. Прежде всего "давят" итоговые оценки, особенно выставляемые в аттестат. Лишь единицы отмечают, что используют оценку в целях социализации - "занять место под солнцем", "стать любимчиком учителя", "палочкой-выручалочкой" класса, "чем-то вечным", заняв удобную нишу (вроде "вечный троечник", "вечный хорошист").
    5. Большинство учащихся убеждено, что разница в статусе существует. Деление связано с принципом осознанности будущего (я знаю, зачем учусь и получаю оценки или, наоборот, мне все равно, что поставят, я еще не наигрался в жизнь). Поэтому в основе классификации лежат следующие понятия: "серьезный - несерьезный", "взрослый - ребенок", "удачник", "успешник" - "неудачник".
вернуться назад Дальше >>>>>>